Комбинация фаст'н'лайт и осадного стиля.
Ромашка
antoshk
Давно я не писал про нашу поездку в Фанские горы. А ведь многое ещё осталось не рассказанным.

После возвращения с Куликалонских озёр мы были очень довольны собой. За неделю удалось выполнить то, что, иной раз едва получалось сделать за три. А главное, мы, наконец, прошли подготовительный этап длинною… у кого как, у меня вот, пожалуй, пять лет. А это срок для чего угодно на нашей планете. Сложно передать, насколько это был эпичный момент. В 2007 году я получил второй разряд и с тех пор работал над первым. Путь был необычайно тернистым, но от того он лишь лучше помнится.

И вот, набрав прекрасный темп, войдя в форму, физическую и моральную, мы подошли к апогею, к цели, которой жили последние годы. Для закрытия первого разряда не хватало двух жалких маршрутов 5А категории сложности.

Наш клуб, «Надир», был создан в 2004 году. Его история так же не проста. За время его существования, инструкторы клуба, исключительно на собственном энтузиазме из новичков подготовили более сотни третьеразрядников, из которых, в итоге получилось не более двух десятков второразрядников. Перворазрядников не было, как и восхождений пятой категории.

И тут такие мы. Собрались на пятёрку, чтобы закрыть первый разряд.

Не мудрствуя лукаво, мы сразу выбрали самый хоженый маршрут 5А категории, который был в районе. Маршрут Капкова на вершину Замок. Правда, в этом году ещё никто ни маршрут Капкова ни вообще на Замок не ходил.

Расклад был такой: высота замка 5070м. Достаточно много. Высота ночёвок под маршрутом 4400. Может даже чуть выше. Таким образом, пролезть надо всего около 670 метров. Это жалкие два с половиной круга по школьному стадиону. Только вверх. Либо не такие уж и жалкие 216 этажей панельного дома. Согласитесь, вторая цифра внушительнее. :) Но, в тот момент она нас не беспокоила. Скорее даже воспринималась как отдалённое, но без сомнений светлое будущее, потому как до начала маршрута надо было ещё добраться. А стартовали мы из лагеря, высота которого 2635м. Таким образом, перед тем, как заночевать перед началом маршрута, нам надо было одолеть, по меньшей мере, 1.8км набора высоты. Или 600 этажей, раз уж мы взялись считать в этажах.

В связи с такими перспективами, было принято стратегическое решение все наши рюкзаки позволить нести ишакам. Дорога шла через мутные озёра, куда направлялись все остальные отделения, а оттуда уже, оставшиеся 800 метров мы должны были нести рюкзаки сами.

Простой как табуретка план. Мы шли налегке, а все остальные корячились в поту. Конечно, им тоже помогали ишаки, но у нас было два зверя на четверых, а у них пять на восемнадцать человек.

Вышли мы, в таких обстоятельствах, позже всех остальных, а пришли на мутные едва ли не первыми. Каково же было наше удивление, когда, одним из последних пришёл Михалыч, и удивлённо поинтересовался, что мы тут делаем, ведь наши ишаки ушли в примыкающее ущелье к горе Бодхона. Я сразу понял – это шутка. Не может ведь быть всё так плохо.

Первым, из оцепенения вышел Дима. Он, вдруг, как был, так и побежал. Только что обернулся, и крикнул «побежали быстрее». Я схватил треккинговые палки и побежал за ним. А следом уже пошли (а может, и побежали, я не оглядывался) Костя с Марусей. Короче, бежим мы по тропе в это злополучное ущелье. Дима начал забирать правее, выскакивать на камни и орать «Стоой!!». А я просто бежал, в надежде настигнуть погонщика и всё думал, что если это шутка, то какая-то не смешная. Пока бежал вниз, всё было вроде бы даже не плохо. Чувствовал себя практически Ули Штеком. Но как начал бежать вверх, так всё и закончилось. Максимум получалось выдавать быстрый шаг.

В итоге, смотрю, стоит молодой погонщик. Уже разгрузил, гад, одного ишака и только-только отправил его домой. Я ему давай объяснять, мол, паразит такой, ты куда наши рюкзаки затянул. Это Бодхона, а нам Замок нужен, баранья ты голова! А он прикидывается бревном, типа не шпрехензедойч и даже не парлефранце совсем. Ишак, между тем, слегка одуревая от проделанной работы, медленно волочился вниз, домой. В конце концов, товарищ услышал от меня знакомый ему топоним «Мутные озёра», который даже иностранцы знали именно как «Mutnie lakes» и поторопился вниз, поймать удаляющегося зверя. Я стёр пот со лба и немного расслабился.

Позже, молодой погонщик установил беспроводное соединение свистом со старым, опытным погонщиком по имени Акрам, и, обменялся, возможно, даже матерными таджикскими словечками. А после этого уже подошёл ко мне и при помощи трёх слов и четырёх жестов объяснил, что технология погрузки рюкзаков на ишака предполагает участие двух человек, так что я взялся ему помогать.

Уже спускаясь вниз, встретили замученного Диму, и спуск пошёл веселее, с шуточками :)

А потом мы срезали дорогу, встретили Костю с Марусей и Акрамом, которые видели рысь. Акрам попросил нас не оставлять своего молодого погонщика, потому что он слегка боится рысей. Ну, мы и не оставляли. Более того, взяли в оборот молодого и шустрого ишака, который вырывался вперёд и всё норовил пойти куда-то не туда. Парень не справлялся в шлёпках на чёрный носок гонять туда-сюда по сыпухам, так мы и начали осваивать его профессию. Правда, бить ишака по жопе так и не отважились. Максимум похлопывали, а в основном использовали уговоры.

Скоро, или не очень, пришли мы на Мутные озёра, где воцарилась какая-то неразбериха. И среди этого мутного броуновского движения лучом ясности сияла Маруся, которая пошла вперёд, и приготовила нам макарохи. На этом, в прочем, ясности заканчивались.

О том, чтобы идти сегодня к началу маршрута речи не было. Световой день подходил к концу так же, как и силы.

Мысль пройти маршрут за один день так же не выглядела такой уж осуществимой. Зато сразу определились, что в силу вступает наш любимый, проверенный годами резервный план: подъём в два, выход в три! К рассвету у начала маршрута! Ну, почти.

Вечером обсуждали, что возьмём с собой. Смысл такой, что если мы хотим пройти маршрут за один день, нам нужно палатку и спальники оставить в лагере. Этот стиль называется «фаст энд лайт». Движение лёгкое и от того быстрое. Но если будет не достаточно быстрое, то, застряв на маршруте, можно и помереть. Противоположность ему мы называли осадным стилем (хотя это немного другое). В нашем понимании, осадный стиль заключался в том, что мы берём всё необходимое для комфортных ночёвок на маршруте, а там уж, за сколько пройдём – не важно.

Разница между этими стилями колоссальна. Иногда, маршрут, который в осадном стиле ходят неделю, в лёгком стиле пролетают, чуть выскакивая за рамки светового дня. Иногда, маршрут, который все ходят в лёгком стиле, удаётся пройти только тем чудакам, которые пошли в осадном стиле, а все остальные погибли из-за непогоды. Тут нужно угадывать и рассчитывать.

Дима живёт в Германии, лазает по Альпам да итальянским Доломитам, так что он предлагал лёгкий стиль, который там, как и во всём мире всё больше считается идеалом. Костя, который два года назад в полной мере испробовал лёгкий стиль на Кавказе, заночевав сразу два раза на маршруте, не имея ни палатки, ни спальника, активно ему оппонировал.

В результате договорились, что берём одну палатку, один спальник и два коврика. Вот только утром никто второй коврик брать не захотел, так что коврик у нас тоже один получился. Этакая комбинация осадного стиля и фаст'н'лайт.

К началу маршрута подошли уже мутные, как те озёра. И не мудрено, ведь судя по высоте, наш маршрут начинался там, где заканчивался Маттерхорн.

Стали одевать страховочные обвязки и, не помню кто, упустил бутылку с водой. Бутылка, весело подпрыгивая, улетела куда-то вниз. У меня сложилось впечатление, что эту сцену я вижу едва ли не на каждом маршруте. И каждый раз она преисполнена таким неподдельным трагизмом.

В плане лазания маршрут интересный и приятный. Страховаться легко, никаких затыков вообще не было. Не врёт описание, в общем.

Ближе к вечеру погода начала портиться. Все вершины вокруг погрузились в мрачные тучи. То тут, то там слышались раскаты грома, а у нас большую часть времени светило солнце, сквозь небольшое отверстие в тучах над головами.

Лишь изредка солнце затягивало и нас присыпало крупой.

Наконец, мы нашли хорошую полку, и решили становиться на ночёвку. Хотя должного облегчения это дело не сулило. Обычно как, идёшь и думаешь: найти бы где палатку поставить, а там уже отдохнём, как люди. Нам же в самом деле забыться не грозило, потому что спальник был только один на четверых, а высота немногим меньше пяти тысяч.

Если вспомнить, что за каждый километр температура воздуха падает на 6 градусов, то, чтобы у нас ночью был, хотя бы ноль, внизу, на уровне моря должно быть +30. Уж не знаю, как там, на уровне моря было, но у нас было явно ниже ноля.
И вот сидим мы такие, пьём чай, смотрим на Марусю. Маруся, как дура одна сидит в каске и размышляет вслух по этому поводу. Снять или не снять. Наконец, решается снять. И в этот же момент какой-то НЛО с гудением отскакивает от тента нашей палатки, попутно проделав в ней непредусмотренное конструкцией вентиляционное отверстие. Теперь уже как дурни сидели мы. Каски одели и больше не снимали.

Благодаря тому, что у нас была палатка, и мы там дышали, внутри установилась стабильная температура в +1. Почти как в пещере.

Полночи я размышлял, надеть мне капюшон пуховки поверх каски или под каску. Ни пуховка, ни каска к таким манёврам готовы не были. Если надеть пуховку поверх каски, то она приподнимается и оголяет попу. А если поддеть под каску, то голове как-то неудобно и каска плохо сидит.

Как только я разобрался с этой проблемой, то обнаружил, что вокруг меня никого нет. Я делаю вид, что сплю в трёхместной палатке, и ещё полчаса назад нас тут было четверо.

Казалось бы, должны лежать как шпроты, а рядом никого. У нас, напомню, был один спальник. Его мы расстегнули и засунули туда ноги. Полез в спальник – ног навалом, почти теснота. Ложусь назад – никого. Маруся вжалась в Диму так, что чуть не вытолкнула его из палатки. Костя скрючился и тоже куда-то уполз. А я как дурак мёрзну, и даже лёжа на спине никого не касаюсь. Мечта, если не считать, что спальник мой километром ниже. Так и спал. Сплю-сплю, потом проснусь, от того, что дрожу, и зубы стучат, повозмущаюсь, поползаю в палатке в поисках друзей, согреюсь, и снова сплю. Утром мои приключения заметила Маруся и полезла обниматься, чтобы меня согреть. Где ж ты ночью была, подруга? :)

В любом случае пора было вставать и лезть дальше. Вторым днём лазать было уже не так приятно. Стоял дубак, за ночь всё вокруг покрылось тонким слоем льда. Но маршрут был предельно логичен и практически не представлял сложностей. Огромная полка – иди себе и всё.

Обидно, но факт: мне не хватило уверенности дойти до конца полки буквально 20 метров. Там бы все технические сложности и закончились. Вместо этого я подумал, что там жестяки и ходу нет, развернулся, и пролез полторы верёвки сложнейшего лазания, с сопливой и очень неудобной станцией, с которой надо было уходить маятником на противоположную стену внутреннего угла. Кошмар да и только. Называется, обошли жестяки. Но и это прошли.

А дальше была «крыша». У Замка она здоровенная. Её б немного разровнять и там самолёты сажать можно будет. И вот мы топаем по крыше и ищем вершину. То на один холмик сходим, то на другой. И каждый кажется самым высоким, но нигде нет вершинного тура.

Наконец, дошли мы до самого последнего холмика, нашли тур, откопали в нём записку и давай читать. А в записке туристы из Москвы и Питера рассказывают, что это вершина Замок «осыпная». А вот есть, пишут, ещё вершина Замок «скальная», которая на сто метров выше. И что после написания записки они выдвинулись в сторону этой вершины. Но мы-то знаем, что там, откуда мы пришли, нет ничего выше (тем более на сто метров!). А там, куда мы пойдём, виднелись отчётливые ориентиры спуска. Так что в нашей записке мы, единогласно присвоили этому месту статус главной и самой высокой вершины со всеми вытекающими последствиями. А туристы пусть сами разбираются!

В прочем, сразу вспомнилось, как мы лезли траверс двух вершин горы Мырды. Вершины назывались Мырды Восточная и Мырды Западная. А мы как-то не сразу сориентировались в сторонах света, так что на обоих вершинах оставили записку, что поднялись на Мырды Западную. Всякое случается :)

Спустились к мутным озёрам мы уже затемно, ориентируясь на свет фонариков наших товарищей. Спасибо им!

В тот момент тяжело было представить, что через день мы окажемся перед началом маршрута на куда более сложную гору. А пока что мы принялись напряжённо отдыхать.

• 1
ох, отлично написал)
только ты бы как-нить картинку с небоскребами пояснил. ну что там такая-то высота, а не другая:)))

Там вроде бы понятно, что высота не другая, а такая-то. Из текста понятно. :) А кому не понятно, ну и ладно!

Отвечаю на поставленный вопрос: Друг мой, как только ты начал сигнализировать крупной дрожью, что погибаешь, я сразу бросилась тебя спасать! А до этого ты просто ползал по палатке, кто тебя знает, может искал чего) К тому же, возьми уже за правило: замерзаешь - сбивайся в кучу. Кучей были мы, мог и прибиться)
Что-то я на почти всех фото больно довольная, такое ощущение, что мне не тяжело....

Edited at 2012-10-07 12:45 pm (UTC)

Ну вот, всё переиначила. Что значит возьми за правило? Я же от того и ползал, что вас искал. Как разбежались все в разные стороны, так не собрать. И если уж на то пошло, то я цельную ночь сигнализировал, насигнализироваться не мог :)

Хорошо написал и понятно нарисовал :)
Уточняю два момента: а) бутылку в пропасть уронил я (трагично почти как в песне (http://www.bards.ru/archives/part.php?id=23845)), б) во время падения НЛО я был в каске, так что Маруся была неодинока.